Сайт Бориса Турчинского

Музыка для кларнета: праздник мастерства!

Профессор Академии Музыки Республики Беларусь Скороходов В. П.(репортаж- Б.Турчинского)



<FONT color='brown'></FONT>


Учащиеся и преподаватели израильских консерваторий получили профессиональный подарок: в консерватории города Петах-Тиква состоялся МАСТЕР-КЛАСС с участием профессора Белорусской Государственной Академии Музыки Владимира Павловича Скороходова (кларнет).

Проведение мастер-классов в Израиле давно стало хорошей и полезной традицией, однако до сих пор все специалисты, которые их проводили, были приглашены, в основном, из стран Европы и США. В прошлом году состоялся мастер-класс в Раанане, его провел Сергей Накаряков, блестящий молодой трубач, который в настоящее время живет во Франции и гастролирует по всему миру (кстати, родители Сергея живут в Израиле, да и сам он некоторое время жил здесь)

В нынешнем же году, можно сказать, произошёл некоторый "прорыв", перелом в этом устоявшемся правиле. Наша отдельная благодарность за содействие событию - "Institute of Art Development" и его генеральному директору Эли Райхлину.

Ни для кого не секрет, что большинство преподавателей-духовиков, которые сегодня работают в консерваториях нашей страны или играют в различных оркестрах Израиля, - это выходцы из бывшего Советского Союза. Знания, полученные в стране исхода, они передают молодому поколению, и по всем имеющимся оценкам - очень успешно.

Встреча с профессором из Беларуси прошла в очень теплой обстановке. С приветственным словом выступил директор консерватории Петах-Тиква - Эли Алон. Он пожелал кларнетистам воспринять от Мастера знания, напитаться дополнительной творческой энергией, а также пожелал присутствующим творческих успехов и коротко рассказал о духовом отделении консерватории Петах-Тиква, где учатся более 200 детей(среди них 40 кларнетистов). Преподают на отделении педагоги с большим стажем работы и прекрасным умением работать с детьми. Подавляющее большинство преподавателей – это люди из бывшего СССР, благодаря своему владению методиками обучения игры на духовых инструментах, они смогли сформировать высокий уровень исполнительского мастерства учеников.

Заведующий духовым отделением и дирижёр духового оркестра консерватории - Михаил Дельман, выпускник Кишинёвской консерватории. Благодаря его высокой профессиональной подготовке и отличным организаторским способностям, оркестр всегда на высоте, постоянно занимает первые места на конкурсах в Израиле, а также является лауреатом многих престижных международных конкурсов: им завоёваны первые места в Керкаде (Нидерланды), Цюрихе и Интерлакене (Швейцария), второе место в Валенсии (Испания). Коллектив побывал с концертами в США (Чикаго) и в Норвегии, им записано несколько компакт-дисков. И всё это за 15 лет!

Нашлись и ученики Владимира Павловича. Так, бывший студент Минского музыкального училища Александр Фиалко - сегодня дирижер духового оркестра в гор. Нес-Циона. Его оркестр - один из ведущих в стране.

Путь, пройденный сегодняшним гостем израильских кларнетистов, стоит того, чтобы вспомнить его важнейшие вехи: Скороходов Владимир Павлович - заслуженный деятель искусств Беларуси, кандидат философских наук, доктор культурологии… Родился он в 1939 году. Был солистом симфонического оркестра Национального театра оперы и балета Беларуси, заместителем директора, а затем и директором Минского музыкального училища, заместителем министра культуры Республики Беларусь, советником посольства Республики Беларусь в Литве, ректором Белорусского государственного института проблем культуры. Сегодня Владимир Павлович - профессор Белорусской Государственной Академии Музыки. Сфера его научных исследований - художественная культура и государство, эстетическое образование и, конечно, методика обучения игре на деревянных духовых инструментах (его авторству принадлежат более 70 научных работ и 3 монографии). Недавно вышла из печати его книга «Советы моим ученикам». Она интересна как кларнетистам, так и музыкантам других специализаций. В книгу входят разделы об исполнительском дыхании, о работе над музыкальным произведением, подготовке музыканта к публичному выступлению и многое другое. Не менее интересна и значительна книга о культуре Беларуси за последние 15 лет. Это основательное исследование проблем культуры страны."Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций." Владимир Павлович - член жюри многих международных конкурсов, неоднократно проводил мастер-классы в Беларуси, Польше, Франции, Голландии, США, Литве, Украине.

Отдельная гордость Учителя – его ученики. В их числе -15 Лауреатов международных и национальных конкурсов. Многие выпускники - солисты ведущих творческих коллективов Беларуси и других стран. Евгений Овсянников - артист симфонического оркестра г. ГринБей (США), а также Чикагской оперы. Алексей Вакуленко - концертмейстер группы кларнетов Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Евгений Шиманович - солист Президентского оркестра Республики Беларусь. Сегодня у Владимира Павловича в Академии музыки 12 студентов, и среди них - 7 Лауреатов Международных конкурсов. Впечатляюще!

Вернемся в зал консерватории Петах-Тиква.

Прозвучавшие тут сегодня оригинальные произведения, а также переложения для кларнета были, в основном, хорошо знакомы аудитории - тем интереснее было наблюдать в трактовке В.П.Скороходова свежий, нестандартный подход к ним.

Музыка звучала в исполнении учащихся разных лет обучения. «Адажио» И.Х.Баха исполнил Шай Слуцкий (класс преп. Б.Турчинского), Концертино Г.Г.Рейсигера исполнил Ник. Гельфанд (преп. Мира Меерович). «Конкурсное Соло» А.Мессаже – Гиль Пелек (преп. Ами Файнштейн). Сонату К.Сен-Санса -Йотан Хемо. (преп. Г.Горлицкий). Все исполнители продемонстрировали хорошую музыкальную подготовку и владение инструментом. Владимир Павлович с каждым в отдельности поработал над исполняемым произведением, добавив свои существенные замечания. Рассказал он также о произведениях, написанных для кларнета белорусскими (и не только) композиторами-нашими современниками.

Современные авторы предлагают в своих пьесах новые, доселе не применявшиеся виды исполнительского и технического выражения, которые требуют от исполнителя поиска нового звучания, новых возможностей, а значит, и новых приёмов в игре. Некоторые современные кларнетисты, например, достигли успехов, применяя в исполнении перманентное дыхание. Профессор показал некоторые новые приёмы исполнения штрихов, акцентов, атаки звука. Такой - новый - вид исполнительства позволяет, погружаясь и в пласты других эпох, открывать для себя совершенно неожиданные звуковые миры.

Несколько часов мастер-класса пролетели почти мгновенно, а воспоминания об этой встрече останутся на всю жизнь.

Спасибо Вам, Маэстро, за любовь к кларнету, за желание поделиться со всеми нами теми ценными знаниями, которые вы приобрели за свою долгую и плодотворную профессиональную жизнь. Спасибо за щедрую любовь к ЛЮДЯМ!

Преподаватель класса кларнета консерватории Петах-Тиква (Израиль) Борис Турчинский


Создан 25 ноя 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником