Сайт Бориса Турчинского

Народный артист Украины Александр Яковлевич Салик

Журнал ОРКЕСТР (Москва- декабрь 2007год. №9)



«СПАСИБО ТЕБЕ, САЛИК!»

Борис ТУРЧИНСКИЙ,
Петах-Тиква, Израиль


Сегодня культурную жизнь Одессы, одного из крупнейших украинских городов, невозможно представить себе без знаменитого на весь мир Оперного театра, Консерватории, многочисленных коллективов Филармонии, десятков профессиональных и самодеятельных ансамблей и групп, артисты которых с огромным успехом гастролируют по стране и за рубежом. Как, впрочем , и без муниципального Театра духовой музыки имени А.Я.Салика.
Нет, не случайно городские власти присвоили этому учреждению культуры имя Народного артиста Украины, Заслуженного артиста Украинской ССР, известного военного дирижера, а потом, после ухода из армии в отставку, профессора местной консерватории. Ведь именно Александр Яковлевич был его организатором. В свое время Салик – тогда начальник оркестровой службы Одесского округа и дирижер штабного оркестра – добился объединения своего коллектива с армейским ансамблем песни и пляски. Так родился Центр военно-музыкального искусства. Замечу: он - единственный на постсоветском пространстве бывшей великой державы. А спустя несколько лет ведущие его солисты и музыканты составили костяк нового детища Александра Яковлевича – Театра духовой музыки. Кстати, аналогов этому коллективу на просторах распавшегося Союза нет.
Поражаешься, какой неуемной энергией и творческим запалом обладал А.Салик, талантливый музыкант, неординарный и замечательный человек. И еще одна важная черта его характера и стиля работы с людьми не могла не вызывать восхищения. Кем бы ни был он – начальником службы округа, дирижером и художественным руководителем оркестра, Центра или Театра - главным для него оставалась отеческая забота о подчиненных. Условия их жизни и быта, даже материальные проблемы всегда находились в сфере его пристального внимания. А потому он «выколачивал» для артистов – что в Одессе весьма не просто! - квартиры, позволял им подработки – так называемые концерты «на стороне» в гражданских оркестрах, учебу в вузах. Такая была традиция. К счастью, она сохранилась и после того, как Александр Яковлевич ушел из жизни. Недавно узнал: семнадцати ведущим сотрудникам Театра духовой музыки с января 2007 года установлены ежемесячные муниципальные надбавки к окладам, в том числе – артистам духового оркестра, камерного хора, ансамбля народной музыки, солистам-вокалистам, инструментальщикам…

Мне в жизни очень повезло: почти шесть лет работал в коллективе А.Салика. Помогла своеобразная «протекция». Отец мой – Роман Иосифович Турчинский, валторнист оркестра Житомирского военного училища, – очень коммуникабельный человек, долгими годами сохранял дружбу со многими своими товарищами, которые встретились ему на жизненном пути. В Одессе служил его друг фаготист Саша Орлов – он-то и замолвил за меня слово перед своим дирижером. Как оказалось, и с самим Александром Яковлевичем отец был хорошо знаком по городу Коломыя, что в западной Украине. Там проходил службу молодой лейтенант Салик. Здесь, как говорится, «в глуши», вдали от крупных культурных центров, он и создал прекрасный музыкальный ансамбль. В 1969 году на конкурсе во Львове этот оркестр, опровергнув прогнозы и вызвав удивление специалистов в Министерстве обороны в Москве, занял первое место. С этого успеха и началась всесоюзная известность талантливого дирижера. Когда в 1973 году закончилась моя срочная служба в армии - кларнетистом в оркестре штаба Прикарпатского военного округа (дирижер Анатолий Сафатинов), встал вопрос о том, где жить и работать дальше. Тут-то отец и «подключил к делу» своих старых знакомых. И я отправился в Одессу на переговоры. Беседа с Александром Яковлевичем завершилась успешно, он остался доволен моей музыкальной подготовкой. Видимо потому буквально с первых шагов в новом коллективе – оркестре Высшего военного училища ПВО, где А.Салик был дирижером, меня назначили солистом.
Годы работы в этом интереснейшем коллективе запомнились на всю жизнь. В нем было немало высококлассных музыкантов. Например, трубачи Вася Пономарчук, Жора Фиткевич, Витя Чарыков и Коля Мельник, валторнисты Слава Машкевский, Паша Суржиков и Толя Лысак, тромбонисты Леня Захаров, Толя Швец, Миша Окс и Володя Фондралюк, кларнетисты Саша Маляренко, Ваня Дрангой, Коля Залесов, Сережа Соболев, Саша Гилинец, Володя Паращук, Саша Бардер, Леня Бужилов, Саша Замороко и Володя Клименко, тенор Коля Царинный, флейтист Витя Панченко, вокалист Изя Бикван, ударники Толя Бельчиков и Коля Бескровнов, фаготист Саша Орлов, композитор Валентин Дынга – ныне заслуженный артист Молдавии… Всех перечислить невозможно. Оркестр, благодаря стараниям Александра Яковлевича, его умелому подбору исполнителей, был буквально соткан из прекрасных музыкантов. Что и позволяло коллективу на многих конкурсах завоевывать первые места.
Общение с такими людьми очень много дало мне, тогда 22-летнему молодому человеку. Подавляющее большинство моих товарищей были выпускниками престижных высших учебных заведений.Службу в оркестре я успешно совмещал с учебой в консерватории. Занимался в классе известного педагога профессора Калио Мюльберга. Учился старательно, отдавая совершенствованию мастерства все свободное время. Иначе и не мог: не хотел огорчать не только отца, но и Александра Яковлевича Салика, который как бы взял надо мной шефство – делился опытом, зачастую помогал при подготовке к экзаменам.
А потом мы подружились. И не только потому, что у нас была одна музыкальная профессия – кларнетист. Схожими оказались и жизненные судьбы. Оба почувствовали взаимная привязанность, общность интересов, внимание друг к другу – при этом разница в возрасте становится несущественной. Оба родились в семьях военных: отец Салика был дирижером, мой – валторнистом оркестра училища. Оба с детства буквально влюбились в оркестровую музыку и мечтали продолжить дело своих родителей. И первый шаг к этому у обоих был практически одинаковый. Я тринадцатилетним мальчишкой был зачислен в воспитанники духового оркестра 16-й Литовской дивизии в Вильнюсе, которым дирижировал заслуженный артист Литвы Иосиф Моисеевич Манжух. Саша начал свой путь с учебы в Ростовской школе музыкантских воспитанников номер 63…
В те годы в Одессе мне часто доводилось бывать у Александра Яковлевича дома, беседовать, как говорится, «по душам» и с ним самим, и с его мамой, Анной Федоровной. Любил Салик вспоминать годы учебы, педагогов. Особенно – Ростовскую школу. С гордостью рассказывал о ее истории. Начало свое 63-я ведет с создания в 1920 году профессором Я.Белогорцевым детского дома-оркестра. Шесть лет спустя выступление юных музыкантов услышал народный артист Республики В.И.Качалов. Из поколения в поколения воспитанников передаются его слова: «Этот оркестр – явление исключительное. Если мы захотим показать на Западе достижения советского искусства, то должны повезти туда оркестр из бывших беспризорных…». Занимался Александр в классе одного из лучших тогда педагога-кларнетиста страны П.Черноглазова. Потом, после трех лет службы в военно-духовых оркестрах, Салик поступил в Московский институт военных дирижеров, его педагогом был Б.Диков.
Полученные в годы учебы знания и позаимствованный у своих наставников опыт, помноженные на талант, которым - это признавали все! – обладал Александр Яковлевич, позволили дирижеру вывести наш коллектив в число лучших в армии. Это в середине 70-х годов подтвердила инспекторская проверка, осуществленная новым начальником военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР полковником Н.Михайловым. И на плацу, где мы играли марши, и на концерте в зале музыканты продемонстрировали все свое мастерство. Прозвучали тогда, к примеру, такие сложнейшие произведения, как «Кармен-сюита» Р.Щедрина-Д.Бизе, «Калина красная» Е.Светланова, несколько сочинений прекрасного одесского композитора, бывшего военного дирижера М.Сафьянова, «Концерт для квинтета духовых с оркестром» А.Арутюняна – солировали В.Панченко(флейта), А.Конько(гобой),С.Машкевский(валторна) и автор этих
строк(кларнет). Полковник Н.Михайлов дал высочайшую оценку нашему коллективу, объявил всем музыкантам благодарность от имени Министерства обороны и подчеркнул в своем выступлении после концерта: «Оркестр Одесского военного училища ПВО – один из лучших в Советской армии». А затем посоветовал начальнику училища Г.Воронкову и инспектору оркестровой службы округа В.Богданову обязательно организовать запись нашего концерта по телевидению. Такая передача вскоре состоялась.
Итоги инспекторской проверки с одной стороны обрадовали музыкантов. А с другой… Высокий гость из Москвы проникся особым уважением к дирижеру А.Салику, что вскоре сказалось на его карьере. В 1979 году Александр Яковлевич, получив досрочно воинское звание полполковника и звание заслуженного артиста Украинской ССР, отправился к новому месту службы. Его назначили начальником военно-оркестровой службы Северной группы войск в Польше. Помню, как перед отъездом, Салик сделал попытку забрать меня с собой. Но ему отказали в просьбе: помешала – «с подачи» чекистов «знаменитая» 5-я графа в моем паспорте и… «бабушка Б.Турчинского, проживающая в государстве Израиль».
И на новом месте службы А.Салик все свои силы отдавал любимому делу. Оркестр штаба Группы войск постепенно стал выходить на передовые позиции среди музыкальных коллективов округов. О том, как работалось тогда Александру Яковлевичу, я узнавал из писем знакомых музыкантов, находившихся в Польше. О двух интересных эпизодах, связанных с поездкой в войска Северной группы главнокомандующего Объединенными вооруженными силами Варшавского договора маршала В.Куликова, рассказали Анатолий Шапиро и Иван Иващук. Однажды Главком прибыл в Варшаву. На аэродроме согласно ритуалу помимо высших командиров Группы находились рота почетного караула и оркестр штаба. После традиционного церемониала В.Куликов подошел к музыкантам. В войсках хорошо знали, что маршал питает особую любовь к духовой музыке, а в юношестве даже сам играл на баритоне. Вот А.Салик и приготовил Главкому сюрприз. В.Куликов поздоровался с оркестром и вдруг обратился к дирижеру: «Что-то мне ваше лицо, подполковник, знакомо». Александр Яковлевич тут же доложил: мол, в 1955 году вы, товарищ маршал, были командиром полка, а мы с братом служили в нем воспитанниками. И показал пожелтевшую фотографию, на которой Главком - тогда молодой полковник – был запечатлен в кругу музыкантов полкового оркестра. Вспомнив молодость, до того расчувствовался маршал, что пригласил Салика на торжественный ужин, среди гостей которого был и министр обороны Польши Войцех Ярузельский. Усадив Александра Яковлевича рядом с собой, маршал представил его польскому министру, а затем, показав Ярузельскому ту самую историческую фотографию, долго рассказывал присутствующим о событиях давно минувших лет.
Была у А.Салика и еще одна встреча с В.Куликовым. При очередном визите Главкома в Северную группу войск. Как и обычно, рота почетного караула и штабной оркестр промаршировали мимо трибуны, где находилось командование. И вдруг дирижеру приказали немедленно явиться к маршалу. «Подполковник, что это за музыку исполняет ваш коллектив? Не можете сыграть хороший русский марш?», - возмутился В.Куликов. Александр Яковлевич сообщил оркестру о «полученном от Главкома нагоняе». Что можно в такой, казалось, безвыходной ситуации предпринять? У коллектива не имелось нотной библиотеки. До сих пор не возникало необходимости в подобном репертуаре. Всех выручил валторнист Валерий Иванов, потрясающий, кстати, музыкант, прошедший отличную школу в оркестре Е.Мравинского: «Есть у меня отдельные партии старинного русского марша». Тут все и завертелось: недостающие партии дописали, начали разучивать их, репетировать. А времени в запасе – лишь сутки. Однако на следующий день при проводах Главкома оркестр с блеском исполнил новое произведение. «Смотри-ка, за такой короткий срок оркестровали, расписали все по партиям, выучили, - заметил В.Куликов командующему Группой войск, явно стараясь продемонстрировать свою компетентность в профессиональных «музыкальных» вопросах. – И как великолепно сыграли! Отличные специалисты своего дела». Потом подозвал к себе дирижера и, пожав ему руку, сказал: «Спасибо тебе, Салик!»…
Через 5 лет Александр Яковлевич вернулся в Одессу. Работать стал в должности начальника военно-оркестровой службы округа. Особой заботой его стал оркестр штаба. Нельзя сказать, что этот коллектив числился в армии среди середнячков. Раньше среди его руководителей были такие опытные музыканты как заслуженный деятель искусств УССР И.Лопань, заслуженный артист УССР А.Банокин, генерал-майор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, композитор И.Петров(он, выйдя на пенсию, организовал Государственный духовой оркестр России), заслуженный деятель искусств УССР С.Волынов, заслуженный артист УССР А.Уманец… В репертуаре видное место занимали многие интересные и сложные произведения. Так, например, на базе оркестра народный театр Одесского Дома офицеров поставил оперы «Запорожец за Дунаем» И.Гулака-Артемовского, «Екатерина» М.Аркаса, «Евгений Онегин» П.Чайковского, балет «Черноморцы» В.Леонова. Добрых оценок заслужило творчество одесситов у выдающихся советских композиторов Д.Шостаковича и Т.Хренникова. И в различных конкурсах коллективу нередко сопутствовали удачи: в 1978-м он занял 2-е место на Всесоюзном смотре военных духовых оркестров.
Но с назначением А.Салика в настроении музыкантов произошла удивительная метаморфоза: люди перестали довольствоваться достигнутым ранее, более строгим и самокритичным стал у каждого из них подход к собственной работе. Александр Яковлевич сумел заразить подчиненных стремлением к совершенствованию в исполнительском мастерстве, жаждой покорить новые высоты в профессии. И долгожданный успех наконец-то пришел. В 1988 году оркестр штаба Одесского военного округа завоевал первое место на Всесоюзном конкурсе. Кстати, это было последнее в истории подобное творческое соперничество армейских духовиков. Вскоре СССР распался…
А.Салик спустя некоторое время после возвращения из Москвы был удостоен звания народного артиста Украины, по армейской линии ему вручили полковничьи погоны, наградили орденом «За службу Родине». В 1992 году он вышел на пенсию. И занялся осуществлением давней задумки – созданием муниципального Театра духовой музыки. Стал его художественным руководителем и одновременно дирижером оркестра. Начал работать на оркестровом факультете Одесской консерватории, обучая и воспитывая будущих мастеров духовой музыки.
В 2008 году исполнится десять лет со дня смерти Александра Яковлевича. Вспоминаю сейчас все, что сделал он для развития своего любимого вида музыкального искусства и дела, которому он служил, хочу повторить сказанные много-много лет назад слова маршала Куликова:
«Спасибо тебе, Салик!».
И добавить свои: за твое творчество, за твою преданность музыке, за твою щедрую любовь к людям…

Х Х Х


Краткая справка об авторе:
Турчинский Борис Романович -родился в 1952 г. С 13 лет воспитанник военного духового оркестра.(дирижер-засл.артист Литвы Манжух И.М). В 1971 г. закончил Житомирское музыкальное училище по классу кларнет(преп.Заяц В.И.). Срочную службу проходил в оркестре штаба Прикарпатского военного округа. Работал в оркестре
Одесского высшего военного училища ПВО, одновременно учился в Одесской консерватории (проф.Мюльберг К.И.), закончил ее в 1978 г. В 1979-1983 гг. – дирижер городского духового оркестра в Житомире, затем преподаватель государственного института культуры в г.Ровно. С 1990 г. проживает в Израиле: преподаватель классов кларнета, саксофона и ансамблей в консерватории гор.Петах-Тиква..........................................
Ув.читатели предлагаю вашему вниманию два письма,полученные по следам очерка, от зам. директора Центра НХО, кандидата психологических наук, лауреата премии Президента РФ Горяева Василия Григорьевича.
----(письмо первое)» На меня огромное впечатление произвели материалы-воспоминания об удивительнейшем человеке - А.Я.Салике. Я тоже имел огромное счастье испытать на себе его уникальное профессиональное воздействие. В ту пору -1962-1964 год я был воспитанником военного оркестра (играл партию второго корнета). Было это в г.Кагуле в Молдавии. Год, оркестровой жизни,который мы провели под его руководством остался навсегда в памяти. Когда мы его провожали на автостанции у многих оркестрантов на глазах были слезы. Александр Яковлевич подошел к каждому из нас и обнял и поцеловал на прощанье. Спасибо Вам за память. С уважением В.Горяев (Портной).
----(письмо второе)» Дорогой Борис! К огромному сожалению визуальными материалами, которые представили бы несомненный интерес, не обладаю. Времена были такие. Фиксация событий было делом особым. Могу только извлечь из памяти события, которые запомнились. Ведь если помним, то приобщаемся к очень важной духовной работе. Оркестр по своему составу был очень приличный -20 сверхсрочников, 10 солдат и 10 воспитанников. Большая группа деревянных духовых ( флейта,габой, кларнеты С, В)остальная медь - 4 тубы, 4 тромбона, 4 валторны,4 корнета, 2 трубы и т.д.Играли очень приличные произведения - увертюру "Эгмонт". "Неоконченную" Ф.Шуберта и т.д. Когда мы остались без дирижера (А.Я. Салика забрали от нас в 1963 году), мы к смотру готовились под руководством нашего старшины. Приехали на смотр в г.Тирасполь и Александр Яковлевич, который тоже был там, за одну репетицию изумительно выстроил концепцию исполнения "Романса" П.И. Чайковского, который мы готовили. До сих пор не могу до конца понять природу этого феномена!
Как профессор психологии, я всегда в качестве профессионального становления дирижера и анализа стиля его деятельности, привожу пример дорогого мне человека. Хоть таким образом я время от времени, воскрешал его изумительный образ в памяти. Спасибо Вам еще раз и еще много много раз, за реализацию вашей блестящей идеи, очерка о Александре Салике в журнале «ОРКЕСТР». С ув. Василий Горяев.


Создан 21 окт 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником