Сайт Бориса Турчинского

Борис Турчинский Дети и Музыка в Израиле--версия для журнала Дети и Музыка.




Борис Турчинский

 

 

 

 

Дети и музыка в Израиле

 

 

Как известно, Израиль – земля древняя, но государство молодое, здесь многое недавно начато с нуля, в музыкальной культуре и образовании.

В страну прибывали музыканты из разных стран. Воспитанные каждый на своей культуре, они привносили разнообразные методики в музыкальном образовании. Наиболее сильное влияния оказали немецкая и русская композиторская и исполнительская  школы. А структурно израильская система образования ближе к американской

 

 

 

Что такое «халилит»?

 

Израильские дети, желающие получить специальное музыкальное образование, занимаются в музыкальных школах или с частными преподавателями.

В музыкальные,  школы-консерваторионы, принимают детей с шести лет. Там преподают игру на различных музыкальных инструментах, ритмику, теорию музыки и балет

В стране есть также ряд музыкальных общеобразовательных школ, дающих полное среднее образование. Во многих молодежных клубах и общественных центрах действуют кружки по обучению игре на различных инструментах. Многие дети младшего возраста учатся игре на блокфлейте – часто не столько для приобретения навыков игры, сколько для расширения музыкального кругозора.

Возьмем для наглядного примера город Петах-Тикву, где я работаю уже 20 лет.

Расскажу, как у нас построена учеба. Приблизительно так же это работает во всех других городах.

 

 

 

                            На тромбоне  и валторне.

 

Музыкальное образование в консерваториях Израиля платное. Раз в неделю урок по избранному инструменту, теория и история музыки и оркестр.

Чтобы ребенок сам захотел обучаться игре на тромбоне, тубе, валторне - такого, как правило, не бывает. Обычно все хотят играть на флейте, кларнете, саксофоне, ударных инструментах. Поэтому от консерваторий в некоторых общеобразовательных школах города существуют утренние проекты.

Эти уроки называются «оркестровые инструменты» и они введены во всех четвертых начальных классах, в школьное расписание.

Работают 4-5 преподавателей. Каждый ведет группу из 3-5 учеников. Обучение два раза в неделю по 45 минут.

            Работа учителей оплачивается частично министерством просвещения, частично муниципалитетом. Через полгода начинает функционировать оркестр. К концу первого года дети и родители должны решить, продолжает их ребенок дальше обучаться музыке или нет.

Затем часть детей переходит в собственно консерваторию, где начинает осваивать инструмент более глубоко и основательно. Те из учеников, кто перешел в консерваторию на индивидуальное обучение, продолжают играть в школьном оркестре. Но это уже более подвинутый коллектив, которому в дальнейшем по плечу и более серьезные - по сравнению с младшей группой оркестра – произведения. Вот, откуда берутся тромбонисты, валторнисты, тубисты и другие более редкие музыкальные инструменты и исполнители на них.

Некоторые школы работают в другом направлении: скрипка и виолончель. Там также все построено по вышеописанному принципу

 

Многое зависит от местной инициативы.

 

Не так давно я поместил в Интернете  рассказ об уникальном израильском музыкальном коллективе – Оркестре Армии обороны Израиля. Статья называется «По Красной площади с оркестром». Такого оркестра, пожалуй, нет больше нигде в мире, так как все ребята – 18-19-летние солдаты срочной службы. Каждые полгода-год здесь происходит ротация, но у главного дирижера Михаэля Яарана нет дефицита исполнителей, так как вновь и вновь приходит пробоваться очень много музыкальной молодежи. Это говорит о многом, и главное – о том, как любят музыку в израильских семьях, как приобщают детей к музыкальной культуре, как стараются дать им музыкальное воспитание.

.

В Израиле существует большое разнообразие форм музыкального образования. Одной из них можно было бы назвать так называемые «Бейт-сефер менаген» (дословно – «играющая школа») - такие есть во многих городах Израиля. Это только утренние, без связи с консерваториями, проекты в школах, оркестры которых играют на всех школьных (впрочем, и не только) мероприятиях. Они бывают самые разные – духовые, народные (восточная музыка), оркестр блок-флейт, в их состав могут входить синтезаторы, ударные инструменты.

Кроме того, есть, так называемые «Бейт-тизморет» (оркестровый дом) - там проводится обучение игре только на духовых инструментах утром, а затем – послеобеденные занятия по теории музыки, индивидуальные занятия и оркестр. Есть и консерватории, не имеющие утренних проектов, - отчего они, скорее, только проигрывают. Как правило, они малочисленны и с небольшими оркестровыми коллективами, а в некоторых все сводится только к индивидуальным занятиям и ансамблям малой формы.

Как возникают эти музыкальные проекты, и в каких городах, поселках или кибуцах они находятся, зависит от многих факторов. Это может быть заинтересованность местных властей или личное желание директоров школ. Ведь все это стоит денег. Надо платить преподавателям зарплату, необходима материальная база. Приобретение инструментария и уход за ним. За последние 20 лет, с приездом большой репатриации из бывшего СССР, число таких проектов многократно возросло, что подняло общую культуру страны и дало
полноценную работу многим музыкантам.

 

 

Страницы истории.

 

Начало профессионального музыкального образования в Израиле является, в значительной мере, результатом усилий Шуламит Руппин. Ее институт открыл свои двери в Яффо, близ будущего Тель-Авива, в 1910 году, и в числе его преподавателей поначалу было много профессиональных музыкантов, специально приглашенных из Европы.

Во главе организации, которая стала называться «Шуламит», после безвременной кончины Шуламит Руппин, встал скрипач из Женевы Моше Hopeнкo. Первые группы студентов были численностью 30-75 человек. Родители с удовольствием направляли на учебу в это учебное заведение своих детей, студенческие концерты стали заметным социальным и культурным явлениям в Яффо. Они заполнили для многих эмигрантов культурный вакуум, так как в Израиль в то время приезжало много людей из Европы, привыкших посещать хорошие концерты классической музыки.

В Тель-Авиве, что строился на песках близ Яффо, было тогда 1800 жителей, и едва ли не треть его жителей посылала своих детей изучать музыку. Этот удивительно высокий процент оставался стабильным до 1930-х годов, когда с резким ростом населения города выросло и число студентов .

В 1972 году ветви музыкального образования школы «Шуламит» протянулись и в Иерусалим.

1980-е годы были ознаменованы ростом новых районов в Иерусалиме, жители которых также приобщали своих детей к музыкальному образованию. Обнаруживалось много новых талантов, и в течение нескольких лет число студентов иерусалимского отделения перевалило за пятьсот. Были сформированы оркестр для женщин, профессиональный струнный оркестр, оркестр камерной музыки, студенческие и другие оркестры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основа – среднее образование

 

При поступлении в высшее музыкальное заведение Израиля – музыкальную академию - непременно требуется документ о среднем образовании, как и при поступлении на любой факультет университета. Проводятся экзамен по специальности. Необходимо сыграть концертную программу, состоящую из сонаты или концерта, этюда,  нескольких пьес; записать на слух двухголосный диктант. Он самый. Куда без него?

Необходимо заметить, что изучению теоретических дисциплин уделяется большое внимание.

 Как и в российские музыкальные школы, в израильские консерваторионы, на обучение по классу духовых инструментов детей принимают с 10 лет. До 18-летнего возраста он изучает на протяжении пяти лет сольфеджио и историю музыки, а на протяжении всей учебы участвует в оркестре и в ансамблях. Также есть три очень ответственных экзамена (помимо ежегодных академконцертов). После третьего, пятого года обучения. И конечно, государственный экзамен.

Он у нас в Израиле совпадает с последним классом в общеобразовательной школе. Оценка, полученная на государственном экзамене по музыке, входит в общий аттестат. Это может быть 5 или 3 единицы, в зависимости от исполнительских возможностей ученика, что поднимает общую среднюю оценку аттестата. Требования для государственного экзамена довольно сложные. Я бы их приравнял к  аналогичным требованиям в музыкальных училищах России.

 

 

 

 

Академия музыки им. Бухмана-Мэта в Тель-Авиве.

 

Конечно, высшая цель получающих профессиональное музыкальное образование в Израиле – музыкальная академия. А их в Израиле две -Тель-Авивская и Иерусалимская. Расскажем немного об одной из них и о ее ректоре.

Новый ректор музыкальной академии Бухмана-Мета Тель-Авивского университета доктор Томер Лев меньше всего похож на важного академика. Да и вообще, на типичного ректора – крупного, седовласого, величественного – не походит. Томер Лев молод, ему нет и сорока, изящен, гибок, прост и приветлив.

Он и сам выпускник фортепианного факультета Тель-Авивской академии, получил докторскую степень в Нью-Йорке. Как пианист он много выступает в качестве солиста и ансамблиста.  Томер Лев также превосходный лектор: он предваряет вступительным словом все концерты студенческого симфонического оркестра, а его беседы в цикле концертов-лекций "Венское чудо", где он играет и рассказывает, пленяют поэтичностью слога, тонкостью наблюдений, недюжинной эрудицией и артистическим обаянием.

Главным же направлением своей деятельности доктор Лев считает совершенствование высшего музыкального образования. В Израиле имеются два учебных заведения, которые готовят музыкантов высшей квалификации, и оба  до сегодняшнего дня именуются академиями музыки.

Академии в Иерусалиме носит имя Самуэля Рубина, первого мецената высшего музыкального образования еврейского населения тогда еще подмандатной Палестины.

Причем, если иерусалимская академия музыки и танца Рубина – отдельное, самостоятельное учреждение, то музыкальная академия Бухмана-Мэта в Тель-Авиве – составная часть университета. Имя дано в честь крупного  мецената из Германии Йосефа Бухмана и  главного дирижера Тель-Авивского симфонического оркестра Зубина Мэта.

Для сравнения: в Соединенных Штатах  высшее музыкальное образование получают на музыкальных факультетах университетов (большей частью композиторское, дирижерское и музыковедческое образование), а также в двух самых престижных заведениях: Джульярдской школе в Нью-Йорке и институте Кертиса в Филадельфии.

 

 

 

Об отношении государства к подготовке музыкантов

 

Государственные инвестиции в культуру – это не деньги на ветер, это вложение в будущее. ЮНЕСКО рекомендует вкладывать в культуру 1 процент государственного бюджета, а в Израиле после всех недавних сокращений – это даже и не процент, а всего 0,002 процента. И, несмотря на это, уровень музыкантов, учившихся в Израиле, очень высок. Израиль остается экспортером обучения талантов, что приносит государству немалые материальные и моральные дивиденды. Ведь артисты, музыканты – это лицо страны. Наши выпускники завершают образование и преподают в самых знаменитых академиях мира, выступают на самых престижных концертных эстрадах.

 

 

 

 

 

 

 

Мой личный путь и мой опыт

 

1991 год... Меня познакомили с директором консерватории г. Петах-Тиква Арье Рувеном. Встреча оказалась очень теплой и приятной, но место преподавателя по кларнету и саксофону в консерватории не было, и Арье предложил мне поработать в проекте по утрам, причем, учить детей игре на фанфарах, а там, мол, увидим. Постепенно я уговорил руководство консерватории дать мне другие инструменты и добавить преподавателей.

Моя первая утренняя работа – оркестр школы «Гордон», которым я руковожу по сей день и где директором много лет работает Варда Гранот. Здесь я работаю уже 20 лет, многие из детей этой школы – моя гордость в консерватории.

 

Два года я работал по утрам в Петах-Тикве, а после обеда ездил в консерватории городков Кирьят-Моцкин, Ор-Акива, Кирьят-Атта, Кирьят-Бялик. Все они расположены на севере Израиля, далековато от Петах-Тиквы. Например, до Кирьят-Моцкина – 120 километров.

            «Веселое было время». Сейчас моей тогдашней выносливости можно только позавидовать.

Теперь у меня довольно большой класс, а кроме этого я веду различные инструментальные ансамбли, а также духовой оркестр. Мои коллеги – это очень опытные музыканты. Достаточно сказать, что духовой оркестр консерватории Михаила Дельмана на протяжении более 15 лет постоянно занимает первые места на всеизраильских конкурсах духовой музыки и неоднократно – на международных конкурсах за границей.

 

 

Гордость нашего города

 

Духовой оркестр города Петах-Тиквы – «Wind Orchestra of the Petach Tikva Conservatory» основан в 1972 году и базируется при муниципальной консерватории. Директор Э.Алон. Коллектив состоит из 70 юных музыкантов в возрасте от 12 до 18 лет, и часто выступает перед жителями города и пользуется большой популярностью. Большое внимание и поддержка оказываются духовому оркестру со стороны муниципалитета (Мэр И. Охайон).

На духовом отделении занимаются более 200 детей. Оркестр постоянно занимает призовые места в Израиле, а также является лауреатом многих престижных международных конкурсов. Первые места в Керкаде (Нидерланды), Цюрихе и Интерлакене (Швейцария), второе место в Виленсии (Испания). Оркестр побывал с концертами в США (Чикаго) и в Норвегии. Записано несколько компакт-дисков.

Руководит коллективом уже упоминавшийся мною Михаил Дельман, выпускник Кишиневской консерватории. Благодаря его высокой профессиональной подготовке, а также отличным организаторским способностям, оркестр постоянно на высоте.

На отделении преподают педагоги с большим стажем и умением работать с детьми. Необходимо отметить, что подавляющее большинство преподавателей — это люди из бывшего СССР. Благодаря лучшим традиционным методикам русской и советской школы обучения игры на духовых инструментах, они смогли сформировать высокий уровень исполнительского мастерства учеников.

Хочу назвать некоторых педагогов, своих коллег. Это Алекс Чичельницкий, выпускник Московского института имени Гнесиных, преподаватель класса тромбона. Самуэль Шифрин, выпускник Алма-атинской консерватории и факультета военных дирижеров, преподаватель класса тромбона. Алекс Ройзман, выпускник Казанской консерватории, преподаватель класса трубы. Шимон Ваинрид, выпускник Кишиневской консерватории, преподаватель класса флейты.М.Ицхаков-выпускница Душанбинской консерватории, преподаватель класса флейты, Ю.Горлин-выпускник Харьковского института искусств, преподаватель класса валторны, В.Жиляев-выпускник Одесской консерватории, преподаватель ударных инструментов, Ну и ваш покорный слуга-выпускник Одесской консерватории, преподаватель класса кларнета и саксофона.

 

 

В репертуаре оркестра консерватории - классическая музыка, музыка современных израильских и зарубежных композиторов. Это всегда яркие, интересные произведения, требующие хорошего владения инструментом. Для оркестра много пишет замечательный израильский композитор Борис Пиговат.

Вот далеко не полный перечень нашего репертуара. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» и «Ночь на лысой горе», Д. Д.Шостакович «Праздничная увертюра», И. С. Бах. «Чакона». Г.Малер, 5 симфония (1 часть) - в талантливой аранжировке М.Дельмана. Б. Юсупов. «Хайфские зарисовки». Б. Пиговат. «Массада», «На горе Сион». Ф. Зуппе «Поэт и крестьянин» И. Грациани (один из главных дирижеров оркестра Армии обороны Израиля) «Марши».

На базе консерватории работают еще несколько творческих коллективов. Недавно был образован любительский духовой оркестр, состоящий из выпускников специальных учебных заведений и музыкантов-любителей. Ансамбль саксофонов консерватории, которым я руковожу, завоевал популярность в городе, дает много концертов, играет легкую музыку, а также песни израильских композиторов. Кроме этого, плодотворно работает ансамбль флейт под руководством Шимона Ваинрида. При консерватории существуют также два подготовительных оркестра, которые дают музыкантов в основной оркестр.

Хочется отметить выпускников нашей консерватории, ставших замечательными исполнителями. Среди них: М. Тимошин и А. Вайнер (флейта), солисты оркестра армии обороны Израиля, Лауреаты Всеизраильского конкурса молодых исполнителей, С. Бергер (валторна) — музыкант ансамбля современной музыки во Франкфурте, Ш. Брил (кларнет) — выпускница Академии музыки в Любеке (Германия), победительница на Женевском конкурсе в 2007году,

Б. Керцман (труба) - Лауреат международного конкурса в Польше, музыкант Штаатс Опер (Германия) , М.Меерович - солистка-кларнетистка симфонического оркестра города Бээр-Шевы и другие.

 

 

………………………………………………………………………………………………………………..

 

 

 


 Как видите, в Израиле духовая музыка развита на достаточно хорошем уровне. Особенно это стало заметно в последние годы.
 Каждый год проводятся конкурсы и фестивали духовых оркестров,
 Израильские духовые оркестры - желанные гости на заграничных фестивалях и конкурсах духовых оркестров, где они нередко занимают призовые места, что само говорит об исполнительском уровне этих коллективов. Среди ведущих оркестров можно назвать  коллективы  Кфар-Сабы, Нетании, Афулы, Хайфы, Акко, Тель-Авива, Бат-Яма.

 

 

Вот такова краткая информация о нашей действительности в области детского музыкального образования.
 Автор ни в коей мере не претендует на научный труд. Тема многогранна. Консерваторий с различными построениями своих программ и приоритетов много. Обо всем в этой небольшой статье не расскажешь. Думаю, я лишь чуть приоткрыл читателю дверь в аудиторию израильского детского музыкального образования, в частности, обучения игре на духовых инструментах, которому я сам с удовольствием посвятил немало лет своей творческой жизни.



Создан 12 апр 2011



  Комментарии       
Всего 2, последний 6 лет назад
kovtun1320074 26 апр 2011 ответить
Великолепно. Очень объективно и приятно видеть вас за любимым делом. Я вот был в Бат-Яме в 2011г. Меня пригласил Ефим Барский на концерт в консерваторию. Мы прослушали полтора часа на одном дыхании. Найдет в YouTube в рубрике консерватория в Бат-Яме. Кропотливая работа. А как играют ученики. Молодцы. Впервые побывал в Израиле и объездил полстраны. 1500 с лишним км накрутил. Теперь я знаю многое. А Ефим Барский мой родственник. Близкий мне человек. Он тоже молодец. Ему помогает мэрия конечно. Хорошо, что вы есть.
boris04 26 апр 2011 ответить
Спасибо!
Важно знать.что это кому то интересно и важно
Борис Турчинский
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником