Сайт Бориса Турчинского

Борис Турчинский "Дети и музыка в Израиле".




 

 

 

 

 

 

Как известно, Израиль - хотя и древняя земля, но государство молодое, и здесь многое недавно начато с нуля, в том числе и в музыкальной культуре, в музыкальном образовании.

В страну прибывали музыканты из разных стран, они учили по своим методикам, внедряли культурные постулаты, воспринятые ими в странах своего рождения и воспитания. Поэтому израильское музыкальное образование испытало влияние со всех концов земли. Но наиболее сильные влияния оказали немецкая и русская композиторская и исполнительская школы. А структурно израильская система образования ближе к американской.

 

 

Многое зависит от местной инициативы.

 

Не так давно я поместил в Интернете  рассказ об уникальном израильском музыкальном коллективе – военном правительственном церемониальном коллективе -Оркестре Армии обороны Израиля. Статья называется «По Красной площади с оркестром» Ничего подобного, пожалуй, нет больше нигде в мире, так как все оркестранты – 18-19-летние солдаты срочной службы. Каждые полгода-год в оркестре происходит ротация, но у главного дирижера Михаэля Яарана нет дефицита исполнителей, так как вновь и вновь приходит пробоваться очень много музыкальной молодежи. Это говорит о многом, и главное – о том, как любят музыку в израильских семьях, как приобщают детей к музыкальной культуре, как стараются дать им музыкальное образование.

Многое в Израиле в этом смысле не так грандиозно, как в России - но музыкальное образование все же очень и очень популярно.

В Израиле существует большое разнообразие форм музыкального образования. Первой из них можно было бы назвать так называемые «Бейт-сефер менаген» (дословно – «играющая школа») - такие есть во многих городах Израиля. Это только утренние проекты в школах, оркестры которых играют на всех школьных (впрочем, и не только) мероприятиях. Школьные оркестры бывают самые разные – духовые, народные (восточная музыка), оркестр блокфлейт, в их состав могут входить синтезаторы, ударные инструменты. Занятие проводятся небольшими группами, по 3-5 человек в группе, один раз или два раза в неделю.

Кроме того, есть, так называемые «Бейт-тизморет» (оркестровый дом) - там проводится обучение игре только на духовых инструментах утром, а затем – послеобеденные занятия по теории музыки, индивидуальные занятия и оркестр. Есть и консерватории, не имеющие утренних проектов, - отчего они, скорее, только проигрывают. Как правило, они малочисленны и с небольшими оркестровыми коллективами, а в некоторых все сводится только к индивидуальным занятиям и ансамблям малой формы.

Как возникают эти музыкальные проекты и в каких городах, поселках или кибуцах они находятся, зависит от многих факторов. Это может быть заинтересованность местных властей или личное желание директоров школ. Ведь все это стоит денег. Надо платить преподавателям зарплату, необходима материальная база. Приобретение инструментария и уход за ним. За последние 20 лет, с приездом большой репатриации из бывшего СССР, число таких проектов многократно возросло, что подняло общую культуру страны и дало
полноценную работу многим музыкантам.

 

 

Немного истории

 

Начало профессионального музыкального образования в Израиле является, в значительной мере, результатом усилий Шуламит Руппин. Ее институт открыл свои двери в Яффе, близ будущего Тель-Авива, в 1910 году, и в числе его преподавателей поначалу было много профессиональных музыкантов, специально приглашенных из Европы.

Во главе организации, которая стала называться «Шуламит», после безвременной кончины Шуламит Руппин, встал скрипач из Женевы Моше Hopeнкo. Первые группы студентов были численностью 30-75 человек. Родители с удовольствием направляли на учебу в это учебное заведение своих детей, студенческие концерты стали заметным социальным и культурным явлениям в Яффо. Концерты этой школы заполнили для многих эмигрантов культурный вакуум, так как в Израиль в то время приезжало много людей из Европы, привыкших посещать хорошие концерты классической музыки.

В Тель-Авиве, что строился на песках близ Яффо, было тогда 1800 жителей, и едва ли не треть его жителей посылала своих детей изучать музыку. Этот удивительно высокий процент оставался стабильным до 1930-х годов, когда с резким ростом населения города выросло и число студентов .

В 1972 году ветви музыкального образования школы «Шуламит» протянулись и в Иерусалим.

1980-е годы были ознаменованы ростом новых районов в Иерусалиме, жители которых также приобщали своих детей к музыкальному образованию. Обнаруживалось много новых талантов, и в течение нескольких лет число студентов иерусалимского отделения перевалило за пятьсот. Были сформированы оркестры для женщин, профессиональный струнный оркестр, оркестр камерной музыки, студенческие и другие оркестры.

 

 

 

 

 

 

                            На тромбоне  и валторне

 

Музыкальное образование в консерваториях Израиля. Раз в неделю урок по избранному инструменту, теория и история музыки и оркестр.

Чтобы ребенок сам захотел обучаться игре на тромбоне, тубе, валторне - такого, как правило, не бывает. Обычно все хотят играть на флейте, кларнете, саксофоне, ударных инструментах. Поэтому в консерваториях существуют утренние проекты.

Работают 4-5 преподавателей. Каждый ведет группу из 3-5 учеников. Задействованы ученики всех четырёх классов школы. Обучение два раза в неделю по 45 минут.

            Работа учителей оплачивается частично министерством просвещения, частично муниципалитетом. Через полгода начинает функционировать оркестр. К концу года дети и родители должны решить, продолжает их ребенок дальше обучаться музыке или нет.

Затем часть детей переходит в собственно консерваторию, где начинает осваивать инструмент более глубоко и основательно. Те из учеников, кто перешел в консерваторию на индивидуальное обучение, продолжают играть в школьном оркестре. Но это уже более подвинутый коллектив, которому в дальнейшем по плечу и более серьезные - по сравнению с младшей группой оркестра – произведения. Вот, откуда берутся тромбоны, валторны, тубы и т.д., то есть, более редкие музыкальные инструменты и исполнители на них.

Несколько школ работают в другом направлении: скрипка и виолончель. Там также все построено по вышеописанному принципу.

 

 

Что такое «халилит»?

 

Израильские дети, желающие получить специальное музыкальное образование, занимаются в музыкальных школах или с частными преподавателями.

В музыкальные школы-консерваторионы принимают детей с шести лет. Там преподают игру на различных музыкальных инструментах, ритмику, теорию музыки и балет. Занятия платные.

В стране есть также ряд музыкальных общеобразовательных школ, дающих полное среднее образование. Во многих молодежных клубах и общественных центрах действуют кружки по обучению игре на различных инструментах. Многие дети младшего возраста учатся игре на блокфлейте – часто не столько для приобретения навыков игры, сколько для расширения музыкального кругозора.

Возьмем для наглядного примера город Петах-Тикву, где я работаю уже 20 лет.

Расскажу, как у нас построена учеба. Приблизительно так же это работает во всех других городах.

В каждой начальной школе есть уроки музыки. Это игра на блокфлейте.В Израиле это называется «халилит». Звуки этой «дудочки» очень созвучны ментальности души еврейского народа. В них - напоминание о пастушеском прошлом Праотца Авраама, о музыкальных пристрастиях псалмопевца царя Давида. Кроме того, почти во всех школах начального уровня есть хор. Хотя хор – явление, скорее, чисто русское, привезенное большой репатриацией. Подробнее об этом - ниже.

Во многих городах и поселках ширится тенденция обучения детей игре на духовых инструментах. Кроме духового состава, нет, пожалуй, другого музыкального коллектива, с которым через полгода после начала обучения уже можно выступать с простенькими оркестровыми пьесками. Это быстро стали понимать директора школ.

 

 

 

 

 

 

Прежде – среднее образование

 

При поступлении в высшее музыкальное заведение Израиля – музыкальную академию - непременно требуется документ о среднем образовании, как и при поступлении на любой факультет университета. Проводятся особые приемные испытания: необходимо сыграть или спеть концертную программу, состоящую из сонаты или концерта, этюда,  нескольких пьес; записать на слух двухголосный фрагмент. Иными словами, диктант по сольфеджио. Он самый. Куда без него?

 Итак, ребенок прежде всего занимается в музыкальной школе, называемой в Израиле консерваторион. Как и в российские музыкальные школы, в израильские консерваторионы (в дальнейшем консерватории) на обучение по классу духовых инструментов детей принимают с 10 лет. До 18-летнего возраста слушатель изучает на протяжении пяти лет сольфеджио и историю музыки, а на протяжении всей учебы участвует в оркестре и в ансамблях. В течение всей учебы у каждого ученика есть три очень ответственных экзамена (помимо ежегодных академконцертов): после третьего и пятого года обучения.

Последний год обучения у нас в Израиле совпадает с последним классом в общеобразовательной школе (тихоне). Оценка, полученная на государственном экзамене по музыке, входит в общий аттестат. Это может быть 5 или 3 единицы, в зависимости от исполнительских возможностей ученика, что поднимает общую среднюю оценку аттестата. Требования для государственного экзамена довольно сложные. Я бы их приравнял к аналогичным требованиям в музыкальных училищах России.

 

 

 

 

Академия музыки им. Бухмана-Мэта в Тель-авиве.

 

Конечно, высшая цель получающих профессиональное музыкальное образование в Израиле – музыкальная академия. Расскажем немного об одной из них и о ее ректоре.

Новый ректор музыкальной академии Бухмана-Мета Тель-Авивского университета доктор Томер Лев меньше всего похож на важного академика. Да и вообще, на типичного ректора – крупного, седовласого, величественного – не походит. Томер Лев молод, ему нет и сорока, изящен, гибок, прост и приветлив.

Он и сам выпускник фортепианного факультета Тель-Авивской академии, заканчивал докторат и получил докторскую степень в Нью-Йорке. Как пианист он много выступает в качестве солиста и ансамблиста.  Томер Лев также превосходный лектор: он предваряет вступительным словом все концерты студенческого симфонического оркестра, а его беседы в цикле концертов-лекций "Венское чудо", где он играет и рассказывает, пленяют поэтичностью слога, тонкостью наблюдений, недюжинной эрудицией и артистическим обаянием.

Главным же направлением своей деятельности доктор Лев считает совершенствование высшего музыкального образования. В Израиле имеются два учебных заведения, которые готовят музыкантов высшей квалификации, и оба  до сегодняшнего дня именуются академиями музыки.

Академии в Иерусалиме носит имя Самуэля Рубина, первого мецената высшего музыкального образования еврейского населения тогда еще подмандатной Палестины.

Причем, если иерусалимская академия музыки и танца Рубина – отдельное, самостоятельное учреждение, то музыкальная академия Бухмана-Мэта в Тель-Авиве – составная часть университета. Имя дано в честь крупного  мецената из Германии Йосефа Бухмана и  главного дирижера Тель-авивского симфонического оркестра Зубина Мэта.

Для сравнения: в Соединенных Штатах  высшее музыкальное образование получают на музыкальных факультетах университетов (большей частью композиторское, дирижерское и музыковедческое образование), а также в двух самых престижных заведениях: Джульярдской школе в Нью-Йорке и институте Кертиса в Филадельфии.

В Германии высшие музыкальные школы так и называются – Hochmusikschule, многие из них в прошлом именовались на итальянский лад консерваториями.

В СНГ, наоборот, консерватории, в первые же годы советской власти получившие статус высших учебных заведений, консерваториями и остаются, а вот некоторые институты искусств (не путать с институтами культуры, которые готовят руководителей самодеятельности) и музыкально-педагогические институты (не путать с музыкальными факультетами пединститутов, где  готовят учителей общеобразовательных школ и педучилищ) переименовываются нынче в академии.

 

Технические перепады израильтян

 

В израильских музыкальных вузах много внимания уделяют теории. На экзаменах и зачетах необходимо ответить на многие вопросы, показав знание музыкальной литературы. Как же без этого человек сможет учиться? А вот каким образом он освоил инструмент, или где ему ставили голос – в консерваторионе или частным образом, это уже значения не имеет.

Заметны ли отличия в подготовке, в отношении к профессии, общемузыкантском и общекультурном уровне, вообще – в психологии у уроженцев Израиля и прибывших из тех краев, что когда-то были Советским Союзом? Да, заметно. У россиян, поголовно выпускников музыкальных училищ (в Израиле иногда даже ивритоговорящие музыканты и музыковеды так и говорят – «училище», они знакомы с этим русским словом), - очень твердый средний показатель. Они техничны, дисциплинированны, целеустремленны, у них, несомненно, свое особое мировидение.

Израильтяне же по умственному складу более эклектичны, их мышление менее упорядочено, они заняты поиском своей собственной дороги. Технические перепады у израильтян очень значительны. Может быть, как раз оттого, что их довузовская подготовка отнюдь не была единообразной.

Хотелось бы надеяться, что те, кто родились здесь, в Израиле, будут столь же дисциплинированны, как "русские" (так в Израиле называют всех выходцев из бывшего СССР), а "русские", в свою очередь, станут более плюралистичны, открыты разным художественным веяниям, раскованны. Ведь их скованность не артистическая, а психологическая.

Очень хорошо, что в академиях так много молодежи из СНГ, с их серьезным отношением к делу и профессиональной оснащенностью.

В российских консерваториях все педагоги были обязаны давать бесплатные концерты, играя по 2-3 новые программы в год, по аналогии с другими вузами, где каждый преподаватель, выполняя "вторую половину нагрузки", должен был заниматься научными исследованиями.

 

 

Об отношении государства к подготовке музыкантов

 

Государственные инвестиции в культуру – это не деньги на ветер, это вложение в будущее. ЮНЕСКО рекомендует вкладывать в культуру процент государственного бюджета, а в Израиле после всех недавних сокращений – это даже и не процент, а всего 0,002 процента. И несмотря на это, уровень музыкантов, учившихся в Израиле, очень высок. Израиль остается экспортером талантов, что приносит государству немалые материальные и моральные дивиденды. Ведь артисты, музыканты – это лицо страны. Они уравновешивают образ Израиля как воюющего милитаризованного государства. Наши выпускники завершают образование и преподают в самых знаменитых академиях мира, выступают на самых престижных концертных эстрадах.

Поэтому наши преподаватели гордятся, что в этот переломный момент, сложный для страны, но и очень перспективный для израильского искусства, оказались во главе высшей школы музыки.

 

 

 

 

 

 

 

Мой личный путь, мой опыт

 

1991 год... Меня познакомили с директором консерватории в г. Петах-Тиква Арье Рувеном. Встреча оказалась очень теплой и приятной, но место преподавателя по кларнету и саксофону в консерватории не было, и Арье предложил мне поработать в проекте по утрам (школа Гордон), причем, учить детей игре на фанфарах, а там, мол, увидим. Постепенно я уговорил руководство консерватории дать мне другие инструменты и добавить преподавателей.

Моя первая утренняя работа – оркестр школы «Гордон», которым я руковожу по сей день и где директором много лет работает Варда Гранот. Здесь я работаю уже 20 лет, многие из детей этой школы – моя гордость в консерватории.

 

Два года я работал по утрам в Петах-Тикве, а после обеда ездил в консерватории городков Кирьят-Моцкин, Ор-Акива, Кирьят-Атта, Кирьят-Бялик. Все они расположены на севере Израиля, далековато от Петах-Тиквы. Например, до Кирьят-Моцкина – 120 километров.

            1991-й год… «Веселое было время». Сейчас моей тогдашней выносливости можно только позавидовать.

Теперь у меня очень большой класс, а кроме этого я веду различные инструментальные ансамбли, а также духовой оркестр. Мои коллеги – это очень опытные музыканты. Достаточно сказать, что духовой оркестр консерватории Михаила Дельмана на протяжении более 15 лет постоянно занимает первые места на всеизраильских конкурсах духовой музыки и неоднократно – на международных конкурсах за границей.

 

 

Гордость нашего города

 

Духовой оркестр консерватории города Петах-Тиквы – «Wind Orchestra of the Petach Tikva Conservatory» основан в 1972 году и базируется при муниципальной консерватории. Оркестр состоит из 70 юных музыкантов в возрасте от 12 до 18 лет, он часто выступает перед жителями города и пользуется большой популярностью. Большое внимание и поддержка оказываются духовому оркестру со стороны консерватории города (директор Э. Алон) и муниципалитета (Мэр И. Охайон).

На духовом отделении занимаются более 200 детей. Оркестр постоянно занимает первые места в Израиле, а также является лауреатом многих престижных международных конкурсов. Первые места в Керкаде (Нидерланды), Цюрихе и Интерлакене (Швейцария), второе место в Виленсии (Испания). Оркестр побывал с концертами в США (Чикаго) и в Норвегии. Записано несколько компакт-дисков с концертами.

Руководит коллективом уже не раз мною упоминавшийся Михаил Дельман, выпускник Кишиневской консерватории. Благодаря его высокой профессиональной подготовке, а также отличным организаторским способностям, оркестр постоянно на высоте.

На отделении преподают педагоги с большим стажем работы и умением работать с детьми. Необходимо отметить, что подавляющее большинство преподавателей — это люди из бывшего СССР. Благодаря лучшим традиционным методикам русской и советской школы обучения игры на духовых инструментах, они смогли сформировать высокий уровень исполнительского мастерства учеников.

Хочу назвать некоторых педагогов, своих коллег. Это Алекс Чичельницкий, выпускник Московского института имени Гнесиных, преподаватель класса тромбона. Самуэль Шифрин, выпускник Алма-атинской консерватории и факультета военных дирижеров, преподаватель класса тромбона. Алекс Ройзман, выпускник Казанской консерватории, преподаватель класса трубы. Шимон Ваинрид, выпускник Кишиневской консерватории, преподаватель класса флейты.М.Ицхаков-выпускница Душанбинской консерватории, преподаватель класса флейты, Ю.Горлин-выпускник Харьковского института искусств, преподаватель класса валторны, В.Жиляев-выпускник Одесской консерватории, преподаватель ударных инструментов, Ну и ваш покорный слуга-выпускник Одесской консерватории, преподаватель класса кларнета и саксофона.

 

 

В репертуаре оркестра консерватории - классическая музыка, музыка современных израильских и зарубежных композиторов. Это всегда яркие, интересные произведения, требующие хорошего владения инструментом. Для оркестра много пишет замечательный израильский композитор Борис Пиговат.

Вот далеко не полный перечень нашего репертуара. М. Мусоргский «Картинки с выставки» и «Ночь на лысой горе», Д. Шостакович «Праздничная увертюра», И. С. Бах. «Чакона». Г.Малер, 5 симфония (1 часть) - в талантливой аранжировке М.Дельмана. Б. Юсупов. «Хайфские зарисовки». Б. Пиговат. «Массада», «На горе Сион». Ф. Зуппе «Поэт и крестьянин» И. Грациани (один из главных дирижеров оркестра Армии обороны Израиля) «Марши».

На базе консерватории работают еще несколько творческих коллективов. Недавно был образован любительский духовой оркестр, состоящий из выпускников специальных учебных заведений и музыкантов-любителей. Ансамбль саксофонов консерватории, которым я руковожу, завоевал популярность в городе, дает много концертов, играет легкую музыку, а также песни израильских композиторов. Кроме этого, плодотворно работает ансамбль флейт под руководством Шимона Ваинрида. При консерватории существуют также два подготовительных оркестра, которые дают музыкантов в основной оркестр.

Хочется отметить выпускников нашей консерватории, ставших замечательными исполнителями. Среди них: М. Тимошин и А. Вайнер (флейта), солисты оркестра армии обороны Израиля, лауреаты Всеизраильского конкурса молодых исполнителей, С. Бергер (валторна) — музыкант ансамбля современной музыки во Франкфурте, Ш. Брил (кларнет) — выпускница Академии музыки в Любеке (Германия), победительница на Женевском конкурсе в 2007

году, Б. Керцман (труба), музыкант Штаатс Опер (Германия), М.Меерович - солистка-кларнетистка симфонического оркестра города Бэер-Шевы и другие.

 

 

………………………………………………………………………………………………………………..

 

 

 


 Как видите, в Израиле духовая музыка развита на хорошем уровне. Особенно это стало заметно в последние годы.
 Каждый год проводятся конкурсы и фестивали духовых оркестров
 Израильские духовые оркестры - желанные гости на заграничных фестивалях и конкурсах духовых оркестров, где они нередко занимают призовые места, что само говорит об исполнительском уровне этих коллективов. Среди ведущих оркестров можно назвать  коллективы  Кфар-Сабы, Нетании, Афулы, Акко, Тель-Авива, Бат-Яма.… ………………………………………………………………………………………………………………… Вот такова краткая информация о нашей музыкальной действительности в области детского музыкального образования.
 Автор ни в коей мере не претендует на научный труд в этой области. Тема многогранная. Консерваторий с различными построениями своих программ и приоритетов много. Обо всем в этой небольшой статье не расскажешь. Думаю, я лишь чуть приоткрыл читателю дверь в аудиторию израильского детского музыкального образования в области обучения игре на духовых инструментах, которой сам с удовольствием посвятил немало лет своей творческой жизни.



Создан 10 апр 2011



  Комментарии       
Всего 1, последний 4 года назад
anastasia3471 08 апр 2013 ответить
ещё раз добрый день. у меня есть группа детей из грузии ,возраст от12 до 20 лет. луреаты международных премий, играют классическую музыку. мечтаю попасть на несколько дней и проиграть свой репертуар у нас в израиле, как им можно это устроить? мои координаты:0504080021
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником